Компьютерная диагностика знаний.
Компьютерная диагностика знаний.
Педагогическая диагностика осуществляется путем сравнительного анализа результатов тестирования (выходных данных) с эталонными, полученными от подобного воздействия на "белый ящик".

С целью детального изучения содержимого "черного ящика" необходимо создавать специальные наборы входных данных (тесты). Диагностика знаний учащихся с помощью компьютерных тестов может быть разделена на три этапа:
Начальная диагностика. Выявление общего дидактического состояния ученика и грубая оценка его знаний. Для этого используются тесты, состоящие, как правило, из небольшого количества заданий (35-40) одинаковой сложности (чаще информативного и операционного характера базового уровня) [1].
Общая диагностика знаний. Определение уровня обученности. Здесь необходимы полные тесты предметной области, включающие в себя задания различной сложности из каждого класса эквивалентности. Такие тесты содержат большое количество заданий.
"Тонкая" диагностика знаний. Детальный контроль знаний по конкретной теме, разделу. Целесообразно использовать тесты, состоящие из взаимосвязанного набора заданий, имеющих различные типы (информативные, операционные, алгоритмические, творческие) и уровни сложности (минимальный, базовый, программный, углубленный)
Создание целевых тестов для различных видов педагогической диагностики дидактического состояния ученика представляет сложную, плохо формализуемую задачу. Существуют разные подходы к построению тестов, разные методики их использования. Также широк спектр интерпретаций результатов тестирования. У специалистов-тестологов имеютя разные мнения относительно главных элементов теста - тестовых заданий. В основном дискуссии связаны с оценкой их качественных характеристик.
Поэтому представляется целесообразным создание для целей тестирования объединенного ресурса - пространства тестовых заданий предметной области (или в более узком смысле - базы данных тестовых заданий), которое формируется непрерывно всеми участниками образовательного процесса (ученые, преподаватели вузов, учителя, методисты и пр.). Доступность к базе данных тестовых заданий позволит каждому педагогу-эксперту формировать по собственным алгоритмам целевые авторские тесты. Кроме этого, массовое участие экспертов в формировании базы данных повысит объективность результирующей экспертной оценки качества тестовых заданий.
Надежность и валидность тестов может быть повышена, если их качественные и содержательные характеристики будут связаны со статистическими данными, полученными при обработке больших массивов результатов тестирования испытуемых.
Современные компьютерные средства, телекоммуникационные системы позволяют создать открытый объединенный (на уровне организации, региона, страны) ресурс для диагностики качества образования и собирать статистические данные результатов тестирования дистанционными методами по распределенной технологии "клиент-сервер". Используя семантическую модель знаний, эксперты составляют ТЗ, которыми наполняется тестовое пространство. С помощью экспертного анализа и тестового эксперимента тестовое пространство фильтруется, и качественные ТЗ заносятся в базу тестовых заданий. Основные поля записей имеют следующий вид:
Шифр (номер ТЗ, тема, раздел)
Класс эквивалентности
Форма ТЗ (открытая, каноническая)
Задание
Ответ1
Ответ2
Ответ3
Ответ4
Ключ правильнных ответов
Тип ТЗ (информативный, аналитический, алгоритмический)
Сложность ТЗ
Время выполнения
Из данной базы генерируются тесты по различным алгоритмам, предложенным экспертами-тестологами, удовлетворяющие целям тестирования, таким как итоговый контроль, промежуточный контроль, начальная диагностика, общая диагностика, "тонкая" диагностика и т.д.
Модель системы компьютерной диагностики знаний

Процесс тестирования может осуществляться в группах обучаемых, либо для индивидуального ученика после регистрации на головном сервере по запросу в режимах on-line или off-line. Результаты тестирования заносятся в базу данных статистики, предназначенную для экспертно-аналитического анализа качества тестов, установления измерительной шкалы и диагностики знаний конкретного испытуемого.
Система имеет точки открытого доступа (входа), обозначенные кружочками. Среди участников системы выделим три группы: экспертов, пользователей, технический персонал (программисты, администраторы).
Следует обратить внимание на циклический характер нескольких узлов схемы, среди которых центральным является база данных статистической информации о результатах тестирования. На этапе тестового эксперимента статистические данные в совокупности с предварительными, а затем последующими экспертными оценками позволяют "отбраковать" некачественные тестовые задания, неудачные тесты, определить сложность и другие качества тестовых заданий и тестов в целом. Многократный проход по циклическому пути с привлечением большого числа тестируемых (для увеличения статистики) и большого числа экспертов с их методиками и алгоритмами диагностики и измерения знаний позволяет совершенствовать измерительную шкалу и повышать точность диагностики знаний. В дальнейшем, в рабочем режиме тестирования, система продолжает накапливать статистику по всем пользователям, совершенствовать и корректировать измерительную шкалу. Система предполагает абсолютное и относительное тестирование. В первом случае диагностика и оценка знаний проводится для отдельно взятого ученика по существующей в системе оценочной шкале. Для группы учеников итоговые результаты тестирования могут формироваться на основе статистической обработки результирующих данных с выдачей относительных оценок.
Содержание
Используются технологии
uCoz